Мы решили поделиться с читателями нашим опытом работы с заказчиками сайтов. Знаете, что самое трудное при общении с тем, кто пришел к вам с идеей создать свой сайт? Ответ такой - разрушить его иллюзии и мифы, в которые он верит. Можно выделить две основные группы заказчиков: 1) заказчики, не имеющие ни малейшего представления как в интернете все устроено: 2) заказчики, начитавшиеся в интернете статей про создание сайтов. Со второй группой общаться намного сложнее, так как у них есть «свое мнение» и видение и они его пытаются воплощать.
Общение с заказчиком конечно во многим зависит от типа сайта, который ему нужен. Если это лендинг-пейдж или просто визитка, то половина проблем отпадает, но на первый план выползает дизайн и тут тоже не просто так как представление о прекрасном у каждого свое и бывает потом жутко стыдно за сайт, созданные вашей компанией под руководством и в соответствии со вкусами заказчика.
Если же речь идет о создании интернет-магазина, то взаимодействие с будущем владельцем такого магазина потребует от вас терпения и дара убеждения. Чтобы было понятнее о чем речь, зайдите на сайт студии «Totonis» : https://totonis.com/shop и посмотрите раздел, в котором потенциальному заказчику перечисляют то, что он получит, заказав у этой студии свой интернет-магазин. Воспроизведем и мы тут этот список: домен, хостинг, почта, техподдержка, статистика
исследование бизнеса, анализ конкурентов, прототипирование, уникальный дизайн, адаптивная верстка, обучение работе с сайтом, резервное копирование, настройка целей, защита от атак, ведение кампаний. Впечатляет? Так вот, вам придется рассказать будущему владельцу магазина, что все перечисленное составляющие успешного функционирования его будущего бизнеса.
Главное заблуждение типичных заказчиков: мне сделают хороший сайт, я один раз потрачу на него деньги и дальше он будет приносить мне прибыль. И ваша задача - рассказать ему, что сайт - всего лишь инструмент для реализации его бизнеса. Более того, ваш клиент должен осознавать, что пройдет время и поменяются технологии, поменяется даже мода на стили дизайна сайта, поменяются способы приема оплаты и так далее. А значит сайт надо сопровождать, поддерживать его актуальность и работоспособность. Кроме того, всегда надо говорить о конкурентах, показывать на примере их сайтов, что надо исправить, что добавить и так далее.
Увы, приходится быть не только хорошим программистом, но и психологом, маркетологом, чтобы общение с заказчиками было продуктивным. Никогда не переступайте через свои убеждения и не нарушайте правила в угоду заказчику. В перспективе выйдет дороже. Лучше потерять упертого заказчика, чем разрушить свою репутацию, создавая сайты под давлением требований заказчика, если они противоречат канонам веб-строительства.